Геология, география и глобальная энергия

Научно-технический журнал

Анализ логистической транспортной структуры территории Югры

2018. №3, Стр. 159-170

Выходцев А.М. - кандидат географических наук, доцент, Тюменский государственный университет, 625003, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Володарского, 3, vichod1@rambler.ru

Гребенюк Г.Н. - доктор географических наук, профессор, заместитель генерального директора, ЗАО «ТюменьНИПИнефть», 625014, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Республики, 250б, Galina.Grebenuk@tnipi.ru

Луговской А.М. - доктор географических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), 125468, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект, 49, alug1961@yandex.ru

Вавер О.Ю. - кандидат философских наук, доцент, Тюменский государственный университет, 625003, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Володарского, 3, o.y.vaver@utmn.ru

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра характеризуется моноотраслевой структурой экономики и значительным дисбалансом территориального развития западной и восточной частей округа. Анализ логистической транспортной структуры территории Югры проводился с целью выявления возможностей сбалансированного территориального развития и показал, что в настоящее время экономическое развитие Югры обусловлено ее логистической транспортной структурой. Поскольку система расселения приурочена к основным транспортным магистралям. Экономический потенциал Сургута и Нижневартовска перетягивает потенциал роста в восточную часть автономного округа, формирует зону урбанизации, подтягивает к росту городские поселения, расположенные на расходящихся от них транспортных магистралях (г. Нефтеюганск, Лангепас, п.г.т. Излучинск, Пойковский). Остальные городские поселения теряют население. Особенно это характерно для отсталых в экономическом плане территорий (западная и южная части округа). Отсутствие транспортных узлов и разнообразия видов транспортных магистралей тормозят экономическое развитие Березовского, Белоярского, Советского, Кондинского и Октябрьского районов. Население преимущественно поселков городского типа мигрирует в города районного значения (Урай, Югорск, Советский, Нягань) и столицу округа - Ханты-Мансийск. Данная тенденция характерна практически для всех городских поселений, являющихся конечными пунктами транспортных магистралей, и они постепенно приобретают черты маргинальности. Пути экономического развития округа - это крупные инвестиционные проекты, связанные, в первую очередь, с прокладкой транспортных магистралей, и понимание динамично развивающейся урбанизации в Югре (свыше 95 % проживают в городских поселениях) способствуют установлению баланса территориального развития западной и восточных частей автономного округа.

Ключевые слова: транспортные магистрали, транспортная структура, территориальное развитие, экономические оси, городские поселения, транспортно-инфра-структурный каркас, transport highways, transport structure, spatial development, economic axes, urban settlements, transp

Читать