Геология, география и глобальная энергия

Научно-технический журнал

Исследование физико-механических свойств местных строительных материалов для укрепления обочин (Нижнее Поволжье)

2016. №2, Стр. 14-29

Бадрудинова Амина Нажмудиновна - старший преподаватель, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 358000, Российская Федерация, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, Amina08-80@mail.ru

Сангаджиев Мерген Максимович - кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 358000, Российская Федерация, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, Smm54724@yandex.ru

Эрдниев Ольда Владимирович - кандидат географических наук, доцент, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 358000, Российская Федерация, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, oldver@mail.ru

Леджинов Владимир Сергеевич - студент, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 358000, Российская Федерация, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, Led.revan@mail.ru

В статье рассматриваются характеристики физико-механических свойств местных строительных материалов, используемых для укрепления дорожного полотна. Были проведены лабораторные исследования щебня в Волгоградской области на Зимовском, Липкинском месторождениях. При выполнении лабораторных работ проводилось дробление отходов в неукрепленном виде. Выполнена проверка соответствия гранулометрического составов щебня щебеночно-песчаных смесей. На основании проведенных лабораторных анализов выявлена целесообразность использования карьеров для уплотнения дорожных покрытий в неукрепленном виде. В частности, на дорогах с высокой интенсивностью движения были разработаны рекомендации по укреплению обочин с устройством покрытий из асфальтобетона или цементобетона. По полученным результатам эксперимента были построены графики зависимостей предела прочности при сжатии от содержания катионной битумной эмульсии и цемента. По полученным показателям были сделаны выводы, что при минимальном содержании катионной битумной эмульсии и цемента смесь может быть использована для укрепления основания обочин в жарких климатических зонах. На втором этапе рекомендуется использовать отсевы щебня с добавками песка, цемента и эмульсии. В частности, исследованы зерновые составы отсева песка, цемента. Выявлены фактические требования к катионным эмульсиям, и выполнен оптимальный подбор органоминеральной смеси по физико-механическим свойствам. Проведен экономический расчет целесообразности применения щебеночно-песчаной смеси. Результаты исследования позволили выявить модули упругости местных материалов, степень износа материалов и условия их эксплуатации на прочностные характеристики с учетом сплошности слоя. В итоге были получены данные по подбору пористого щебня для дорог с интенсивностью движения более 1000 автомобилей в сутки.

Ключевые слова: битумная эмульсия, водостойкость, гранулометрический состав, грунт, зерновой состав, каменные материалы, карьер, модуль упругости, песок, проба, расчет, ремонт дорог, смеси, строительство, физико-механические свойства, фракции, цемент, щебень, bitumen emu

Читать