Геология, география и глобальная энергия

Научно-технический журнал

Использование средств геоинформационных систем в исследовании дорожно-транспортных происшествий

2014. №1, Стр. 165-178

Погорелов Анатолий Валерьевич - доктор географических наук,профессор, Кубанский государственный университет, 350075, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149,, pogorelov@nm.ru

Стебловский Александр Сергеевич - аспирант, Кубанский государственный университет, 350075, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149,, steblovsky007@mail.ru

Международный опыт показывает, что мероприятия, направленные на снижение аварийности на дорогах, должны предусматривать всестороннее исследование дорожно-транспортных происшествий. Ключевое направление такого исследования выявление пространственно-временных закономерностей распределения дорожно-транспортных происшествий. Оптимальный территориальный охват такого исследования – региональный и субрегиональный. Поскольку именно на этих уровнях возможно принятие эффективных управленческих решений. Основная задача настоящей работы – установление пространственно-временной структуры дорожно-транспортных происшествий в городе Краснодаре за период 2001–2011 гг. За исследуемый 10-летний период в Краснодаре зафиксировано более 193 тыс. ДТП. Исходные данные о дорожно-транспортных происшествиях предоставлены ГИБДД г. Краснодара. База данных содержит сведения о месте, виде, времени аварии, количестве пострадавших и другие показатели. Анализ выполнялся в программном комплексе ArcGIS. Места дорожно-транспортных происшествий, представленные в виде текстового описания, в процессе геокодирования локализованы на векторной карте Краснодара в виде точек. Описание территориальной структуры происшествий выполнено путем построения карт плотности дорожно-транспортных происшествий методом Kernel. Установлено, что в отдельные годы плотность ДТП в границах Краснодара варьирует от 0,5 до 380 случаев на квадратный километр. На основе построенных карт выявлены территориальные закономерности распределения ДТП. В течение 2001–2011 гг. годовое количество аварий колебалось от 1224 (2004 г.) до 31305 (2009 г.) случаев. Резкий рост регистрируемых ДТП наблюдался в 2006–2007 гг., что обусловлено увеличением количества автомобилей и введением закона об обязательном автостраховании. В 2006 г. отмечен заметный рост количества погибших в ДТП на территории Краснодара, которое в последующие годы несколько сократилось. Многолетняя динамика числа пострадавших в ДТП не имеет выраженного тренда.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие,база данных,геоинформационная система,геокодирование,тематическое картографирование,пространственная структура,временная динамика,

Читать